Блог / ...

Порядок определение цен для целей налогообложения в контролируемых сделках

Цены в контролируемых сделках для целей налогообложения могут быть определены не только с помощью методов поименованных в главе 14.3 НК РФ
Как и в случае с неконтролируемыми сделками Налоговый кодекс выделяет 6 способов определения цен.

  1. В соответствии с положениями части второй НК РФ стоимость товаров (работ, услуг) определяется исходя из фактических цен, примененных в сделках.
  2. В целях налогообложения применяется расчетная цена сделки, определяемая с применением методов, установленных главой 14.3 НК РФ.
  3. В целях налогообложения применяются цены, определенные с учетом положений статьи 105.3 НК РФ.
  4. Цены (доходы, прибыль, выручка) определяются в соответствии с порядком, прямо предусмотренном отдельными положениями части второй НК РФ.
  5. В целях налогообложения применяется рыночная цена, порядок определения которой установлен положениями части первой НК РФ.
  6. Цена сделки определяется в соответствии с положениями раздела V.1 НК РФ.

1. В отдельных случаях в соответствии с положениями части второй НК РФ стоимость реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется исходя из фактических цен реализации, примененных в сделках, или совершения внереализационных операций.

С 1 января 2015 года исходя из фактической ставки исчисляются проценты, признаваемые доходом по долговым обязательствам любого вида, за исключением долговых обязательств любого вида, возникших в результате сделок, признаваемых контролируемыми сделками (абз. 2 п. 1 ст. 269 НК РФ).
Также фактическая цена применяется в случае совершения сделки с обращающимися ценными бумагами через российского или иностранного организатора торговли, а также при совершении операций с обращающимися финансовыми инструментами срочных сделок (п. 11 ст. 280, ст. 305 НК РФ).

При соблюдении определенных условий для целей налогообложения признается фактическая цена сделки:
  • с обращающимися ценными бумагами вне организованного рынка ценных бумаг (без участия российского или иностранного организатора торговли) (п. 12 ст. 280 НК РФ);
  • по операциям с обращающимися инвестиционными паями открытого паевого инвестиционного фонда (п. 15 ст. 280 НК РФ);
  • по необращающимся ценным бумагам (п. 16 ст. 280 НК РФ);
  • по операциям с необращающимися инвестиционными паями открытых паевых инвестиционных фондов (п. 17 ст. 280 НК РФ).

Фактическая цена приобретения ценных бумаг признается рыночной ценой и принимается для целей налогообложения также в случае приобретения обращающихся эмиссионных ценных бумаг при их размещении, а также при первом после размещения предложении этих ценных бумаг неограниченному кругу лиц, в том числе у брокера, оказывающего услуги по такому предложению этих ценных бумаг (п. 13 ст. 280 НК РФ)

При реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации (абз. 2 п. 2 ст. 154 НК РФ).

2. В целях налогообложения применяется расчетная цена сделки, определяемая с применением методов, установленных главой 14.3 НК РФ.

Так в соответствии с п. 19 ст. 280 НК РФ установлено исключение из правил определения цены ценной бумаги по сделкам с обращающимися ценными бумагами. Данное исключение касается, в том числе, и контролируемых сделок.

Налогоплательщик вправе принять для целей налогообложения расчетную цену сделки, определяемую с применением методов, установленных главой 14.3 НК РФ, при определении финансового результата по сделкам (в том числе не признаваемым контролируемыми) с обращающимися ценными бумагами и не применять правила определения цены ценной бумаги для целей налогообложения, установленные ст. 280 НК РФ, при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:

  1. покупатель ценных бумаг (совместно с аффилированными лицами) становится владельцем более 5 процентов соответствующего выпуска ценных бумаг;
  2. количество ценных бумаг превышает 1 процент соответствующего выпуска ценных бумаг;
  3. цена ценных бумаг установлена по решению органов государственной власти или органов местного самоуправления;
  4. покупатель (продавец) ценных бумаг является эмитентом этих ценных бумаг, в том числе по оферте.

3. Отдельными положениями части второй НК РФ предусмотрено, что в целях налогообложения применяется стоимость товаров (работ, услуг) или имущественных прав, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ.

В соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.

При этом при получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии с гл. 25 остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) - по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.

Также с учетом положений ст. 105.3 НК РФ определяется налоговая база по налогу на прибыль организаций в следующих случаях:


  • при получении доходов в натуральной форме в результате реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая товарообменные операции) (п. 4 ст. 274 НК РФ);
  • при получении внереализационных доходов в натуральной форме (п. 5 ст. 274 НК РФ);
  • при проведении налогоплательщиками - участниками срочных сделок операций в рамках форвардных контрактов, предполагающих поставку базисного актива иностранной организации в таможенной процедуре экспорта (п. 6 ст. 301 НК РФ);
  • если налоговая база определяется исходя из рыночных цен (п. 6 ст. 274 НК РФ).


Налоговая база по НДС исчисляется исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога в следующих случаях:

  • при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 1 ст. 154 НК РФ);
  • при реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, передаче товаров (результатов выполненных работ, оказании услуг) при оплате труда в натуральной форме (п. 2 ст. 154 НК РФ);
  • при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога (п. 3 ст. 154 НК РФ);
  • при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, (за исключением подакцизных товаров) (п. 4 ст. 154 НК РФ);
  • при реализации автомобилей, приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для перепродажи (п. 5.1 ст. 154 НК РФ);
  • при реализации товаров (работ, услуг) по срочным сделкам (сделкам, предполагающим поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) по истечении установленного договором (контрактом) срока по указанной непосредственно в этом договоре или контракте цене), финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке, а также при реализации базисного актива опционных договоров (контрактов), обращающихся на организованном рынке и предполагающих поставку базисного актива (п. 6 ст. 154 НК РФ).



4. В отдельных случаях цены (доходы, прибыль, выручка) определяются в соответствии с порядком, прямо предусмотренном отдельными положениями части второй НК РФ.


Так, по долговым обязательствам любого вида, возникшим в результате сделок, признаваемых в соответствии с НК РФ контролируемыми сделками, доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V.1 НК РФ (абз. 2 п. 1 ст. 269 НК РФ).

Вместе с тем налогоплательщик праве применить иной метод определения доходов (расходов) в контролируемых сделках, а именно:

  1. признать доходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка превышает минимальное значение интервала предельных значений, установленного пунктом 1.2 ст. 269 НК РФ.
  2. признать расходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка менее максимального значения интервала предельных значений, установленного пунктом 1.2 ст. 269 НК РФ.


В целях реализации данных положений в п. 1.2 ст. 269 НК РФ установлены интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам.

При этом предельные значения процентных ставок на период с 1 января по 31 декабря 2015 года по оформленным в рублях долговым обязательствам, возникшим по результатам контролируемых сделок, можно разделить на две группы в зависимости от оснований, по которым сделки признаются контролируемыми.

Так, по долговым обязательствам, оформленным в рублях, и возникшим в результате сделки, признаваемой контролируемой в соответствии с п. 2 ст. 105.14 НК РФ (сделки между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация), предельные значения процентных ставок составят от 0 до 180 процентов ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.

Следовательно, по таким долговым обязательствам предельные значения процентных ставок на 2015 год составляют:


  1. с 01.01.2015 до 02.02.2015 – от 0 до 30,6 процентов;
  2. с 02.02.2015 до 16.03.2015 – от 0 до 27 процентов;
  3. с 16.03.2015 до 05.05.2015 – от 0 до 25,2 процентов;
  4. с 05.05.2015 до 16.06.2015 – от 0 до 22,5 процентов;
  5. с 16.06.2015 до 02.08.2015 – от 0 до 20,7 процентов;
  6. с 03.08.2015 по настоящее время – от 0 до 19,8 процентов.

По долговым обязательствам, возникшим в результате сделки, признаваемой контролируемой по иным основаниям, предельные значения на 2015 год составят от 75 процентов ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации до 180 процентов ключевой ставки Центрального банка РФ и следовательно по таким долговым обязательствам предельные значения процентных ставок на 2015 год составляют:


  1. с 01.01.2015 до 02.02.2015 – от 6,2 до 30,6 процентов;
  2. с 02.02.2015 до 16.03.2015 – от 6,2 до 27 процентов;
  3. с 16.03.2015 до 05.05.2015 – от 6,2 до 25,2 процентов.
  4. с 05.05.2015 до 16.06.2015 – от 6,2 до 22,5 процентов;
  5. с 16.06.2015 до 02.08.2015 – от 6,2 до 20,7 процентов;
  6. с 03.08.2015 по настоящее время – от 6,2 до 19,8 процентов.


Начиная с 1 января 2016 года предельные значения для всех долговых обязательств, оформленных в рублях и возникших по результатам контролируемых сделок, составят от 75 до 125 процентов ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.

Также при уступке права требования долга до наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа в случае, если сделка по уступке признается контролируемой согласно разделу V.1 НК РФ, фактическая цена такой сделки признается рыночной с учетом положений пункта 1 ст. 279 НК РФ (п. 4 ст. 279 НК РФ).


В соответствии с п. 1 ст. 158 НК РФ налоговая база по НДС при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса определяется отдельно по каждому из видов активов предприятия.

При этом для целей налогообложения цена каждого вида имущества принимается равной произведению его балансовой стоимости на поправочный коэффициент (п. 3 ст. 158 НК РФ).

Порядок расчета поправочного коэффициента описан в п. 2 ст. 158 НК РФ.

Учитывая, что данная норма не содержит ограничений по сфере применения, ее положения распространяются, в том числе, на контролируемые сделки.


Перечисленные способы применяются в целях расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций и НДС в контролируемых сделках независимо от положений раздела V.1 НК РФ, поскольку в п. 12 ст. 105.3 НК РФ предусмотрено, что если главами части второй НК РФ, регулирующими вопросы исчисления и уплаты отдельных налогов, определены иные правила определения цены товара (работы, услуги) для целей налогообложения, то применяются правила части второй НК РФ.


Следовательно, положения части второй НК РФ о порядке определения цен контролируемых сделок в целях обложения налогом на прибыль организаций и НДС являются специальными по отношению к положениям глав 14.2 – 14.3 раздела V.1 НК РФ, раскрывающими порядок определения цен в контролируемых сделках.


Вместе с тем положения части второй НК РФ о порядке определения цен сделок в целях обложения налогом на прибыль организаций и НДС не исключают применения к контролируемым сделкам положений глав 14.4 -14.5 НК РФ, регулирующих порядок проведения ФНС России налогового контроля в связи с совершением контролируемых сделок.


В частности, ст. 105.16 НК РФ не предусматривает исключений для каких-либо сделок в целях представления уведомления о контролируемых сделках. Следовательно, во всех случаях совершения контролируемых сделок и применения в целях налогообложения фактических цен таких сделок на основании положений части второй НК РФ, налогоплательщик обязан представить в ФНС России уведомление о контролируемых сделках.

Представление документации по контролируемым сделкамв данном случае также является обязательным за исключением случая, когда сделки совершены с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (с учетом положений главы 25 НК РФ) (подп. 3 п. 4 ст. 105.15 НК РФ).



5. В отдельных случаях в контролируемых сделках в целях налогообложения применяется рыночная цена, порядок определения которой установлен положениями части первой НК РФ.

Так, в случае, если цены применяются в сделках в соответствии с предписаниями антимонопольного органа, эти цены для целей налогообложения признаются рыночными ценами с учетом особенностей, предусмотренных ст. 105.4 НК РФ для сделок, в которых применяются регулируемые цены (п. 8 ст. 105.3 НК РФ).


Также цена признается рыночной для целей налогообложения в случае, если сделка была заключена по результатам биржевых торгов, проведенных в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства (п. 9 ст. 105.3 НК РФ).


В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации при совершении сделки проведение оценки является обязательным, стоимость объекта оценки, определенная оценщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, является основанием для определения рыночной цены для целей налогообложения (п. 10 ст. 105.3 НК РФ).


Цена признается рыночной также в том случае, если цена, примененная в сделке, определена в соответствии с соглашением о ценообразовании, заключенным в соответствии с главой 14.6 НК РФ (п. 11 ст. 105.3 НК РФ).
Перечисленные случаи, когда в целях налогообложения применяется рыночная цена, порядок определения которой установлен положениями части первой НК РФ, не освобождают налогоплательщиков от представления уведомления о контролируемых сделках в соответствии со ст. 105.16 НК РФ.


Однако, документация по таким контролируемым сделкам не представляется, за исключением случая, когда при совершении контролируемой сделки проведение оценки является обязательным и стоимость объекта оценки, определенная оценщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, является основанием для определения рыночной цены (п. 4 ст. 105.15 НК РФ).


6. Цена сделки определяется в соответствии с положениями раздела V.1 НК РФ.

В тех случаях, когда цены в контролируемых сделках не определяется на основании отдельных положений части второй НК РФ либо специальных указаний в части первой НК РФ, они определяются в порядке, предусмотренном главами 14.2-14.3 раздела V.1 НК РФ, с использованием информации о сопоставимых сделках (организациях), на основании которой производится расчет суммы доходов (прибыли, выручки), которая была бы получена налогоплательщиком в случае, если бы сторонами контролируемой сделки являлись лица, не признаваемые взаимозависимыми.


Проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением таких контролируемых сделок осуществляется ФНС России на основании уведомления о контролируемых сделках, извещения территориального налогового органа, а также при выявлении контролируемой сделки в результате проведения ФНС России повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговую проверку, налоговый мониторинг (п. 1 ст. 105.17 НК РФ).




Автор: Альмира Габдрахманова
Введите код с картинки
CAPTCHA