Цены в контролируемых сделках для целей налогообложения могут быть определены не только с помощью методов поименованных в главе 14.3 НК РФ
Как и в случае с неконтролируемыми сделками Налоговый кодекс выделяет 6 способов определения цен.
С 1 января 2015 года исходя из фактической ставки исчисляются проценты, признаваемые доходом по долговым обязательствам любого вида, за исключением долговых обязательств любого вида, возникших в результате сделок, признаваемых контролируемыми сделками (абз. 2 п. 1 ст. 269 НК РФ).
Также фактическая цена применяется в случае совершения сделки с обращающимися ценными бумагами через российского или иностранного организатора торговли, а также при совершении операций с обращающимися финансовыми инструментами срочных сделок (п. 11 ст. 280, ст. 305 НК РФ).
В соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.
При этом при получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии с гл. 25 остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) - по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.
Также с учетом положений ст. 105.3 НК РФ определяется налоговая база по налогу на прибыль организаций в следующих случаях:
Налоговая база по НДС исчисляется исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога в следующих случаях:
Так, по долговым обязательствам любого вида, возникшим в результате сделок, признаваемых в соответствии с НК РФ контролируемыми сделками, доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V.1 НК РФ (абз. 2 п. 1 ст. 269 НК РФ).
Вместе с тем налогоплательщик праве применить иной метод определения доходов (расходов) в контролируемых сделках, а именно:
В целях реализации данных положений в п. 1.2 ст. 269 НК РФ установлены интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам.
При этом предельные значения процентных ставок на период с 1 января по 31 декабря 2015 года по оформленным в рублях долговым обязательствам, возникшим по результатам контролируемых сделок, можно разделить на две группы в зависимости от оснований, по которым сделки признаются контролируемыми.
Так, по долговым обязательствам, оформленным в рублях, и возникшим в результате сделки, признаваемой контролируемой в соответствии с п. 2 ст. 105.14 НК РФ (сделки между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация), предельные значения процентных ставок составят от 0 до 180 процентов ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.
Следовательно, по таким долговым обязательствам предельные значения процентных ставок на 2015 год составляют:
По долговым обязательствам, возникшим в результате сделки, признаваемой контролируемой по иным основаниям, предельные значения на 2015 год составят от 75 процентов ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации до 180 процентов ключевой ставки Центрального банка РФ и следовательно по таким долговым обязательствам предельные значения процентных ставок на 2015 год составляют:
Начиная с 1 января 2016 года предельные значения для всех долговых обязательств, оформленных в рублях и возникших по результатам контролируемых сделок, составят от 75 до 125 процентов ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.
Также при уступке права требования долга до наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа в случае, если сделка по уступке признается контролируемой согласно разделу V.1 НК РФ, фактическая цена такой сделки признается рыночной с учетом положений пункта 1 ст. 279 НК РФ (п. 4 ст. 279 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 158 НК РФ налоговая база по НДС при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса определяется отдельно по каждому из видов активов предприятия.
При этом для целей налогообложения цена каждого вида имущества принимается равной произведению его балансовой стоимости на поправочный коэффициент (п. 3 ст. 158 НК РФ).
Порядок расчета поправочного коэффициента описан в п. 2 ст. 158 НК РФ.
Учитывая, что данная норма не содержит ограничений по сфере применения, ее положения распространяются, в том числе, на контролируемые сделки.
Следовательно, положения части второй НК РФ о порядке определения цен контролируемых сделок в целях обложения налогом на прибыль организаций и НДС являются специальными по отношению к положениям глав 14.2 – 14.3 раздела V.1 НК РФ, раскрывающими порядок определения цен в контролируемых сделках.
Вместе с тем положения части второй НК РФ о порядке определения цен сделок в целях обложения налогом на прибыль организаций и НДС не исключают применения к контролируемым сделкам положений глав 14.4 -14.5 НК РФ, регулирующих порядок проведения ФНС России налогового контроля в связи с совершением контролируемых сделок.
В частности, ст. 105.16 НК РФ не предусматривает исключений для каких-либо сделок в целях представления уведомления о контролируемых сделках. Следовательно, во всех случаях совершения контролируемых сделок и применения в целях налогообложения фактических цен таких сделок на основании положений части второй НК РФ, налогоплательщик обязан представить в ФНС России уведомление о контролируемых сделках.
Представление документации по контролируемым сделкамв данном случае также является обязательным за исключением случая, когда сделки совершены с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (с учетом положений главы 25 НК РФ) (подп. 3 п. 4 ст. 105.15 НК РФ).
Так, в случае, если цены применяются в сделках в соответствии с предписаниями антимонопольного органа, эти цены для целей налогообложения признаются рыночными ценами с учетом особенностей, предусмотренных ст. 105.4 НК РФ для сделок, в которых применяются регулируемые цены (п. 8 ст. 105.3 НК РФ).
Также цена признается рыночной для целей налогообложения в случае, если сделка была заключена по результатам биржевых торгов, проведенных в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства (п. 9 ст. 105.3 НК РФ).
В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации при совершении сделки проведение оценки является обязательным, стоимость объекта оценки, определенная оценщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, является основанием для определения рыночной цены для целей налогообложения (п. 10 ст. 105.3 НК РФ).
Цена признается рыночной также в том случае, если цена, примененная в сделке, определена в соответствии с соглашением о ценообразовании, заключенным в соответствии с главой 14.6 НК РФ (п. 11 ст. 105.3 НК РФ).
Перечисленные случаи, когда в целях налогообложения применяется рыночная цена, порядок определения которой установлен положениями части первой НК РФ, не освобождают налогоплательщиков от представления уведомления о контролируемых сделках в соответствии со ст. 105.16 НК РФ.
Однако, документация по таким контролируемым сделкам не представляется, за исключением случая, когда при совершении контролируемой сделки проведение оценки является обязательным и стоимость объекта оценки, определенная оценщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, является основанием для определения рыночной цены (п. 4 ст. 105.15 НК РФ).
В тех случаях, когда цены в контролируемых сделках не определяется на основании отдельных положений части второй НК РФ либо специальных указаний в части первой НК РФ, они определяются в порядке, предусмотренном главами 14.2-14.3 раздела V.1 НК РФ, с использованием информации о сопоставимых сделках (организациях), на основании которой производится расчет суммы доходов (прибыли, выручки), которая была бы получена налогоплательщиком в случае, если бы сторонами контролируемой сделки являлись лица, не признаваемые взаимозависимыми.
Проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением таких контролируемых сделок осуществляется ФНС России на основании уведомления о контролируемых сделках, извещения территориального налогового органа, а также при выявлении контролируемой сделки в результате проведения ФНС России повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговую проверку, налоговый мониторинг (п. 1 ст. 105.17 НК РФ).