Порядок обжалования решений ИФНС оговорен в девятнадцатой главе Налогового кодекса. В частности, в ней сказано, что решение об отказе в возмещении налога можно опротестовать в вышестоящий налоговый или в судебный орган.
На практике начинать надо с обжалования в УФНС, а затем, если положительный результат не достигнут, идти в суд. Если налогоплательщик не обратится в УФНС с жалобой, то суд иск может не принять, так как заявителем не предприняты действия по досудебному урегулированию спора.
Подать жалобу можно в течение двенадцати месяцев после того, как налогоплательщик узнал о принятии неправомерного решения.
Бланк жалобы законом не регламентирован (в отличие, например, от заявления на возмещение НДС), однако, определенные требования к ее составлению имеются. В частности, жалоба должна быть подготовлена в письменной форме, и в ней должны содержаться:
К жалобе надо приложить документы, подтверждающие неправомерность решения об отказе в возмещении НДС. Если жалобу подает представитель организации или предпринимателя, то также надо приложить его доверенность. Подписать жалобу может ИП, либо руководитель фирмы, либо представитель по доверенности.
Подавать жалобу в вышестоящий орган надо через ту ИФНС, чье решение обжалуется. То есть адресатом жалобы должно быть УФНС, а подать жалобу надо в ИФНС.
Отслеживать судьбу жалобы можно через сайт Федеральной налоговой службы, с помощью сервисов «узнать о жалобе» или «решения по жалобам».
В трехдневный срок после получения жалобы, ИФНС должна направить ее в вышестоящий орган.
В пятидневный срок вышестоящий орган примет решение о рассмотрении жалобы, либо об оставлении ее без рассмотрения. Если жалоба будет оставлена без рассмотрения, то в течение трех дней УФНС уведомит налогоплательщика об этом и далее налогоплательщику можно будет либо обратиться с жалобой повторно (устранив ее недостатки), либо подать иск в суд.
Если же жалоба будет принята к рассмотрению, то налогоплательщик может представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы. При этом участвовать в рассмотрении жалобы налогоплательщику нельзя, рассмотрена она будет УФНС самостоятельно, без его присутствия.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней документы, вышестоящий налоговый орган либо оставит ее без удовлетворения, либо отменит решение ИФНС (полностью или частично), либо отменит решение ИФНС и одновременно самостоятельно примет новое решение о выплате НДС.
Решение по жалобе должно быть принято в пятнадцатидневный срок после ее получения УФНС, однако руководитель налогового органа может продлить его для получения дополнительной информации или документов, но не больше чем еще на пятнадцать дней.
Решение будет направлено налогоплательщику в трехдневный срок после его принятия. Если решение по жалобе налогоплательщика не устроит, то далее можно направить иск в арбитражный суд.
Порядок подачи искового заявления, возбуждения судопроизводства и участия в процессе, определен Арбитражным процессуальным кодексом. Порядок взыскания НДС после получения судебного решения регулируется законом об исполнительном производстве.
Применение законов и нормативных актов, обосновывающих требования налогоплательщика, зависит от оснований отказа в возмещении НДС. Предусмотреть в одной статье все варианты отказов – невозможно, так как зависят они от множества нюансов, а аргументы налоговиков могут быть весьма разнообразны.
Например, должностное лицо ИФНС может сослаться на так называемую необоснованную налоговую выгоду. Благодаря широкому толкованию, применять ее можно достаточно свободно, что позволяет налоговикам с большой легкостью ссылаться на эту норму.
Согласно постановлению Пленума ВАС РФ № 53 от 2006 года, налоговой выгодой является сокращение налоговой базы для последующего получения вычета или льготы, использования более низкой налоговой ставки, а также возмещения НДС.
Соответственно, при обжаловании решения ИФНС, заявителю надо будет доказать то, что у него имеются разумные экономические причины и деловые цели для осуществления учтенных операций, а также то, что он не должен и не мог знать о нарушениях контрагентов. Собрать такие доказательства может опытный налоговый юрист или адвокат. Доказательствами могут быть письма (в том числе электронные), документы, свидетельские показания.
Здесь описан один из примеров оснований для отказа в возмещении налога, на практике их значительно больше, это и отсутствие заключенного договора, и ошибки в документах (например, счет-фактурах), и недобросовестность контрагента, и отсутствие подтверждения от контрагента после проведения встречной проверки, и многое другое.
Каким бы ни было основание для отказа, вам нужно обратиться к опытному юристу и определить правомерность вынесенного налогового решения, после чего оценить перспективность благоприятного урегулирования дела (на основании анализа судебной правоприменительной практики) и, при получении положительного прогноза, предпринять необходимые действия по подаче соответствующей жалобы или иска.
Мы можем бесплатно проанализировать ваш отказ в возмещении НДС дать наши рекомендации и предложить наши услуги по его обжалованию. Для этого необходимо отправить заявку по ссылке и прикрепить к ней файл с актом или решением налогового органа с отказом в возмещении НДС.