Пресс-центр / Новости / ...

Минфин уточнил способы определения наличия влияния для целей признания лиц взаимозависимыми

В Письме от 27.11.2015 № ЕД-4-13/20767 ФНС России перечислил предусмотренные НК РФ способы определения наличия между налогоплательщиками влияния, которое может быть учтено в целях признания лиц взаимозависимыми для целей налогообложения.

Кроме того, в указанном письме ФНС России изложил открытый перечень документов (информации), который среди прочего может подтвердить или исключить участие, управление и контроль одного лица другим лицом.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 27 ноября 2015 года № ЕД-4-13/20767

Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо, сообщает следующее:

I. В законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах закрепляется порядок определение доли косвенного участия.

Порядок определения доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации определяется в соответствии со статьей 105.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 105.2 НК РФ доля участия одной организации в другой организации определяется в виде суммы выраженных в процентах долей прямого и косвенного участия одной организации в другой организации.

Долей прямого участия признается непосредственно принадлежащая одной организации доля голосующих акций другой организации или непосредственно принадлежащая одной организации доля в уставном (складочном) капитале (фонде) другой организации, а в случае невозможности определения таких долей - непосредственно принадлежащая одной организации доля, определяемая пропорционально количеству участников в другой организации (пункт 2 статьи 105.2 НК РФ).

Доля косвенного участия определяется в следующем порядке:

1) определяются все последовательности участия одной организации в другой организации через прямое участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;

2) определяются доли прямого участия каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;

3) суммируются произведения долей прямого участия одной организации в другой организации через участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации всех последовательностей (пункт 3 статьи 105.2 НК РФ).

II. В законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах предусматриваются следующие критерии контроля и управления одного лица другим лицом.

1. Общий критерий контроля и управления содержится в пункте 1 статьи 105.1 НК РФ «для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц, в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами. При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами, признаваемыми таковыми в соответствии с настоящей статьей».

Формальные критерии контроля и управления перечислены в пункте 2 статьи 105.1 НК РФ. Указанными критериями являются:

1) участие организации прямо и (или) косвенно в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

2) участие физического лица прямо и (или) косвенно в организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

3) участие одно и того же лица прямо и (или) косвенно в организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;

4) назначение (избрание) лицом (в том числе физическим лицом совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ) единоличного исполнительного органа этой организации или не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;

5) назначение (избрание) по решению одного и того же лица (в том числе физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ) в организациях единоличного исполнительного органа либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета);

6) более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) в организациях составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ;

7) осуществление лицом полномочий единоличного исполнительного органа организации;

8) осуществление одним и тем же лицом полномочий единоличного исполнительного органа в организациях;

9) наличие доли в размере более 50 процентов прямого участия каждого предыдущего лица (организации и (или) физического лица) в каждой последующей организации;

10) подчинение одного физического лица другому физическому лицу по должностному положению;

11) наличие родственных отношений между физическим лицом и его супругом (супругой), родителями (в том числе усыновителями), детьми (в том числе усыновленными), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, опекунами (попечителями) и подопечными.

2. В законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах определены критерии контроля в отношении иностранной организации. В соответствии с пунктом 3 статьи 25.13 НК РФ контролирующим лицом организации (включая иностранную структуру без образования юридического лица, указанную в пункте 2 статьи 25.13 НК РФ) признаются следующие лица:

1) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации составляет более 25 процентов;

2) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц - включая супругов и несовершеннолетних детей) составляет более 50 процентов.

Осуществлением контроля над организацией признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые такой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и организацией и (или) иными лицами.

Аналогичные критерии контроля могут быть использованы в отношении иностранной организации.

3. В целях признания организаций налоговыми резидентами Российской Федерации в законодательстве о налогах и сборах закрепляются условия определения места фактического управления иностранной организацией.

В соответствии с пунктом 2 статьи 246.2 НК РФ местом управления иностранной организацией признается Российская Федерация при соблюдении хотя бы одного из следующих условий в отношении указанной иностранной организации и ее деятельности:

1) исполнительный орган (исполнительные органы) организации регулярно осуществляет свою деятельность в отношении этой организации из Российской Федерации.

Для целей настоящего подпункта регулярным осуществлением деятельности не признается осуществление деятельности в Российской Федерации в объеме существенно меньшем, чем в другом государстве (государствах);

2) главные (руководящие) должностные лица организации (лица, уполномоченные планировать и контролировать деятельность, управлять деятельностью предприятия и несущие за это ответственность) преимущественно осуществляют руководящее управление этой иностранной организацией в Российской Федерации.

Для целей настоящего подпункта руководящим управлением организацией признаются принятие решений и осуществление иных действий, относящихся к вопросам текущей деятельности организации, входящим в компетенцию исполнительных органов управления.

Данные условия определения места фактического управления предусмотрены для иностранной организации. Аналогичные критерии могут быть использованы для определения места фактического управления российской организацией.

III. Документами (информацией), подтверждающими или исключающими участие, управление и контроль одного лица другим лицом, могут среди прочего являться:

- выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН); выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ); выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП);

- документы, подтверждающие полномочия исполнительного органа: приказ организации или иной распорядительный документ о назначении (избрании) на должность в организации;

- учредительные документы (устав, учредительный договор), акционерные соглашения, выписки из реестров акционеров, выписка по счетам депо в депозитариях;

- договоры управления и иные соглашения.

Действительный государственный
советник Российской Федерации 2 класса
Д.В. Егоров

Введите код с картинки
CAPTCHA