Блог / ...

По дивидендам, выплачиваемым в адрес постоянного представительства иностранной организации, ставка 0% применению не подлежит.

К такому выводу пришел Арбитражный суд Алтайского края в Решении от 06.10.2015 по делу № А03-14667/2015.

Российская организация выплатила дивиденды в адрес иностранного акционера – резидента Республики Кипр, осуществляющего деятельность на территории РФ через постоянное представительство. Статья 10 Соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенного между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр, устанавливает льготный порядок налогообложения дивидендов, выплачиваемых резидентом одного Договаривающегося Государства резиденту другого, из которого сделано исключение для иностранных организаций одного Договаривающегося Государства, осуществляющих деятельность на территории другого Договаривающегося Государства через постоянное представительство.

Кроме того, в силу пункта 2 статьи 24 Соглашения, налогообложение постоянного представительства не может быть менее благоприятным по сравнению с налогообложением предприятий-резидентов, осуществляющих аналогичную деятельность. Руководствуясь данными положениями, Общество применило к выплачиваемым дивидендом ставку 0 %, предусмотренную подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ для налогообложения дивидендов, выплачиваемых российским организациям.

Однако Арбитражный суд пришел к выводу о том, что Соглашение в данном случае применено неверно, Обществу следовало исполнить обязанности налогового агента в отношении выплачиваемых дивидендов, исчислив налог по ставке 5 %, как это предусмотрено статьей 10 Соглашения для иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства на территории РФ.

По мнению Арбитражного суда, применяя статью 24 Соглашения «Недискриминация» следует учитывать комментарии к Модельной конвенции ОЭСР, согласно которым цель данной статьи – исключить дискриминацию в налогообложении постоянного представительства в сравнении с предприятиями-резидентами, относящимися к одним и тем же отраслям деятельности, в отношении налогов, имеющих отношение к производственной (коммерческой) деятельности, а именно в отношении налогов на прибыль полученную от предпринимательской деятельности.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 309 НК РФ, в соответствии с которой дивиденды, выплачиваемые иностранной организации – акционеру (участнику) российской организации признаются доходами, полученными иностранной организацией, не связанными с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относящимися к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежащими обложению налогом.

На этом основании сделан вывод о том, что к доходам в виде дивидендов норма о недискриминации не применима.

Аналогичная позиция выражена в Письме Минфина России от 04.06.2015 № 03-09-13/32514.

Пункт 6.2.4 действовавших ранее Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 НК РФ, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных Приказом МНС России от 28.03.2003 № БГ-3-23/150 прямо разъяснял, что если дивиденды относятся к постоянному представительству иностранной организации в Российской Федерации – резидента государства, в отношениях с которым у Российской Федерации действует соглашение об избежании двойного налогообложения, содержащее положения о недискриминации, применяется ставка, установленная подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ для российских организаций. Однако документ утратил силу в связи с изданием Приказа ФНС России от 19.12.2012 № ММВ-7-3/980@.

Между тем, Решение Суда не учитывает пункт 2 статьи 310 НК РФ, согласно которому в случае выплаты доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 НК РФ (к которым относятся, в том числе, дивиденды) налоговый агент, уведомленный, что выплачиваемый доход относится к постоянному представительству получателя дохода в Российской Федерации, не удерживает с него налог. Постоянное представительство самостоятельно исчисляет и уплачивает налог с данного вида доходов.

Из материалов дела следует, что Иностранная организация не уведомляла налогового агента о том, что выплачиваемый доход относится к ее постоянному представительству, как этого требует подпункт 1 пункта 2 статьи 310 НК РФ, а лишь выразила волю на их перечисление на счет филиала. На этом основании суд пришел к выводу, что перечисление филиалу дивидендов носило транзитный характер и не позволяет уравнять данную операцию с операциями по выплате дивидендов российской организации.

Это подтверждает также Письмо Минфина России от 16.07.2015 № 03-08-05/40891, в котором разъяснено, что для применения к доходам в виде дивидендов, выплачиваемых иностранной организации, ставки 0 %, постоянному представительству должно быть передано не только право на получение денежных средств в виде дивидендов, но и право на акции (доли) в российской организации.

В то же время, ранее ФАС Волго-Вятского округа был сделан противоположный вывод (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 03.10.2008 по делу № А29-472/2008). Суд поддержал налогового агента в применении в отношении дивидендов, выплачиваемых постоянному представительству иностранного акционера, ставки по налогу на прибыль для дивидендов, выплачиваемых в адрес российских организаций. Суд также пришел к выводу, что если налоговый агент обладал информацией о том, что организация имеет постоянное представительство на территории Российской Федерации, то направление отдельного уведомления не требуется. ВАС РФ Определением от 10.04.2009 № ВАС-813/09 отказал в передаче дела в Президиум ВАС РФ, тем самым признав правильность такой позиции.

Автор: Анастасия Зырянова
Введите код с картинки
CAPTCHA